Ярославская рекордсменка. 85-летняя Олимпиада Титова больше 60 лет преподает школьникам русский язык и литературу
В альбоме с фотографиями наверняка у каждого из нас найдутся школьные снимки с одноклассниками, учителями. Школьные годы, пожалуй, один из важных этапов в жизни каждого человека. Первые победы, первые поражения, взросление… За всем этим наблюдают преподаватели.
Ежегодно 5 октября в России отмечается профессиональный праздник. В преддверии Дня учителя мы встретились с преподавателем русского языка и литературы ярославской школы №44 Олимпиадой Титовой. Больше 60 лет она работает в школе. Учит детей любить литературу и язык, грамотно писать и излагать свои мысли.
– Олимпиада Тимофеевна, помните свой первый день в школе?
– Это было на практике, когда училась в педагогическом институте имени Калинина в Благовещенске Амурской области. Нужно было на доске учиться писать, заполнять журнал. Волнения были страшные, но со временем прошли.
Педагога во мне заметила знакомая. Уже после войны с нами в школе училась пожилая женщина, видимо, она где-то застряла в учебе. Как-то мы разговорились, и она сказала: «Вот я тебя вижу педагогом. И если я буду писать, а я хочу писать, то обязательно напишу о тебе». Я же хотела быть врачом, но возможности поступить в медицинский не было. А когда пришло время сделать выбор, то вспомнила эту историю и решила попробовать.
– От Благовещенска до Ярославля довольно-таки далеко…
– На Волгу я явилась в 1958 году по семейным обстоятельствам. Муж окончил Ярославский педагогический институт и был назначен в Амурскую область. Там мы нашли друг друга. Уже здесь, в Ярославле, пошла на курсы и получила образование педагога начальной школы. Какое-то время преподавала у малышей, а потом перешла в среднее звено.
– И вот уже больше 60 лет преподаете русский язык и литературу школьникам. Это внушительный срок. Как вам удалось не сгореть эмоционально за столько лет на работе?
– Люблю детей, свою профессию, жизнь, природу, литературу – может быть, поэтому я так долго на этом поприще. А еще привычка. Никакая другая работа уже не была бы по сердцу, а только эта. Входишь в класс, дети смотрят на тебя и все такие разные. Кто сердито, кто с улыбкой, кто задумчиво. Когда найдешь взаимопонимание, испытываешь чувство удовлетворения. И пусть два или три человека написали сочинение хорошо, уже чувствуешь – ты не зря жил. Если тебя слушают, хоть для двоих-троих ты нужен и полезен. И это состояние нужности и полезности заставляет и над собой работать, и вообще работать. Думаю, что я работаю последний год. Мне годов-то, знаете, уже сколько? 85! Иногда спрашивают, что буду делать дома? Ну, вопрос, конечно, сложный (Олимпиада Тимофеевна заговорщически улыбается. – Авт.) – читать и перечитывать. Я люблю читать Некрасова, из него отец мне часто читал, а еще Чехова, Толстого, Лермонтова, Тургенева. Недавно я открыла для себя, что Горький так красиво пишет, а ведь человек – самоучка и через чтение дорос до такого мастерства.
– Учитель, какими качествами он должен обладать?
– Для того чтобы быть учителем, нужно быть требовательной, строгой и любить детей. Но в первую очередь требовательной нужно быть к себе, ведь не пойдешь же с пустой головой к ребятам. Нужно быть честной перед ними и, если где-то ошибся, честно признаться и попросить прощения. Дети это ценят. Но думаю, важнее уметь хвалить, даже в 11-м классе. Это им нравится. Но опыт приходит со временем.
Рада, что сейчас в школы, и к нам тоже, приходит много молодых педагогов. Хорошо, что пришли в школу мужчины. Детям это нравится.
– Современные устройства как сильно повлияли на учеников? Обленили? Сделали способными находить материал?
– Дети умеют искать материал в интернете, но иногда уж слишком увлекаются. Взял – ну так хоть расшифруй, проанализируй со всех сторон. Но нет. А я знаю, что предложения он строит неграмотно, а тут сочинение написал так – хоть на выставку. Потом объясняю, что больше трех не получишь: работал, нашел материал, показал, что с техникой дружишь, но не сам. В этом сложность.
– Писать от руки и взрослые уже разучились. А о почерке и говорить, наверное, не стоит…
– Почерк здорово поменялся. Ведь раньше было перо. Буквы выводили с волосяными линиями и нажимом. Сейчас и не вспомнят, что это. Мы пишем все одинаковой ручкой. Красивого каллиграфического письма нет. Хотя многие пишут аккуратно, но есть и те, кто кое-как. Тогда зову и прошу прочитать написанное. Бывает так наляпает, что и сам не может прочитать.
– Может быть, потому, что им стало сложнее учиться. Заданий, предметов действительно много…
– Перегруз домашними заданиями – страшное дело. А ведь мы не часто смотрим, кто сколько задает. Не перегрузить, не набить оскомину, раз не получается – и не буду учиться, будет кататься с тройки на двойку и все – это главный вопрос школы. Продумывать надо задания. Можно дать немного, но глубоко. А можно много, но без толку. И на уроке точно так же надо уметь выбирать главное.
Фото Татьяны Ждановой
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4qdg/
Комментарии: