Главное:

Театр для своих. Ярославский камерный театр в марте отмечает 20-летний юбилей

Камерный – значит, уютный, небольшой, для узкого круга. Пожалуй, Ярославский камерный театр, отмечающий в марте этого года свой 20-летний юбилей, не совпадает с этим определением в одном: «узкий круг» его поклонников постоянно ширится, на каждом спектакле – аншлаг. И пальму первенства в зрительских предпочтениях из года в год отдают именно этому театру сотни, тысячи не только ярославцев, но и зрителей со всего мира.

Накануне двойного праздника – Дня театра и юбилея камерного – мы отправились в неизменный «штаб» руководства и актеров театра – в кафе «Актер» на улице Кирова, где бессменный директор и идейный вдохновитель ЯКТ Юрий Ваксман сотоварищи однажды придумали и воплотили в жизнь этот проект. Тогда, 20 лет назад, именно в «Актере» был сыгран первый спектакль, открывший репертуар камерного, – «Интервью» по пьесе Питера Суэта с Юрием Ваксманом и Владимиром Гусевым в главных ролях. Театр действительно был основан на энтузиазме двух актеров, которым очень хотелось сделать спектакль «на двоих» только с одним режиссером – Владимиром Воронцовым. Уже потом появилось и арендуемое помещение в бывшем кинотеатре «Арс» на Свердлова, и новые спектакли, и труппа. Неизменными остались главный режиссер Владимир Воронцов, «Интервью» с последующей коллекцией престижных театральных наград как визитная карточка и особая атмосфера, высокий уровень драматургии, режиссуры и актерской игры, ради которой зрители стремятся в Ярославский камерный. Ну и количество мест в зале – не больше 100, так что здесь уж точно остается камерность в самом прямом смысле слова. Нет у камерного ни пошивочных, ни декорационных мастерских, как в настоящем, «правильном» театре, – все костюмы, декорации изготавливают на заказ знакомые профессионалы.

– Нам же никто не помогает материально, мы сами на себя зарабатываем, все 20 лет, – говорит Ваксман. – Поэтому в последние четыре года мы отошли от исключительно авторской, интеллектуальной драматургии и стали делать коммерческие проекты. Проще говоря, начали ставить добротные комедии, детективы, которые желает видеть широкий зритель. Люди хотят отдохнуть, и они готовы платить деньги за билет на хорошую, красочную театральную комедию, где они гарантированно испытают положительные эмоции, получат удовольствие. И благодаря такому подходу мы значительно поправили свои финансовые дела.

К нашей беседе немедленно присоединяется Сергей Генкин – один из ведущих актеров труппы.

– Ну нельзя так говорить – коммерческие проекты, это же хорошие пьесы, серьезная работа актеров, режиссера, художника, всех, кто занят в спектакле, – горячится Сергей. – Что, мы в комедии хуже работаем, чем в серьезном драматическом спектакле? Нет, конечно! Если халтурить, это сразу все заметят.

Не халтурят – это точно. «Весельчаки» и «Детектор лжи», «Не сотвори себе жену», «Рикошет», «Крутые виражи» и другие замечательные комедии в исполнении артистов Ярославского камерного театра не только привлекают новых, но и прочно удерживают старых поклонников. А посмотрев пару-тройку зажигательных комедий (камерный затягивает и вызывает привыкание, это медицинский факт), новые зрители идут уже и на серьезные автор­ские спектакли, на то, что называется «искусством не ради кассы».

– Моим первым спектаклем после приезда в Ярославль и поступления в труппу камерного театра была драма «Прощай, Иуда» в 2010 году, – рассказывает Сергей Генкин. – Иуда – имя предателя. Иуда, герой спектакля, ежедневно борется с этим укоренившимся знанием, пытаясь доказать всем, что он скорее умрет, чем предаст. И в итоге борец за правду, честь и справедливость, Иуда сам становится жертвой предательства, совершенного самым дорогим для него человеком. Жизнь теряет для героя всякий смысл… Это все мы играли, и каждый спектакль был для меня огромным эмоцио­нальным, личностным событием. Потом начался наш отдельный проект моноспектаклей – «Крупный план», где актеру по определению поставлена очень трудная задача: в одиночку «держать» зал час-полтора, пока длится спектакль. Конечно, этот час тратится не на увеселение и развлечение зрителей, а на то, чтобы донести до каждого очень важные для артиста, режиссера вещи, поделиться со зрителем своей душой. И мы – Максим Литовченко с моноспектаклем «Проще простого», Ольга Казакова с «Повестью о Сонечке», я со спектаклем «Соул» и другие – видим, ощущаем огромную зрительскую отдачу после каждого спектакля. Не сразу так сложилось, сначала зритель был не готов. Но потом дозрел! Нас понимают, нам сочувствуют, сопереживают – это очень важно для артиста. Я сам люблю драмы, люблю переживать, страдать вместе с хорошими артистами…

Труппа камерного за 20 лет не раз менялась: приходят новые актеры, играют москвичи – например, актеры театра «Мастерская Петра Фоменко», театра Маяковского. Спектакли ставят Владимир Воронцов, Ирина Авдюшкина, Юрий Гольдин, который специально приезжает из Израиля.

– Мы приглашаем артистов, режиссеров по принципу дружбы и их личного желания с нами работать, потому что заоблачных гонораров уж точно не можем предложить, – объясняет Юрий Ваксман. – То, что ребята соглашаются, тот же Юрий Гольдин, режиссер известный и популярный во всем мире, – это наша большая удача. И на молодых ребят смотрим, студентов ЯГТИ – кто приглянется, приглашаем к нам.

Репертуар камерного театра – отдельная тема, похоже, острая для отцов-основателей.

– Мы же консерваторы, на хорошей советской драматургии воспитаны, – говорит Ваксман. – Вампилов, Рощин, Володин, Розов, Арбузов, Горин – вот это по-настоящему наше, то, что хочется ставить, играть. Еще Брехта, Уильямса, Евгения Шварца очень люблю, но как у нас Шварца поставишь? Возьмите любую его пьесу – там же десятки артистов, сложные костюмы, декорации. У нас просто ресурсов нет таких, театр – камерный в буквальном смысле, маленький, и труппа немногочисленная. Есть, конечно, мечта: «Утиную охоту» Вампилова поставить. Но у нас проблема: Зилову должно быть немногим больше 30 лет, он молодой человек! А у нас все артисты-мужчины – люди достаточно зрелые. Вон Генкину уже 59 исполнилось (тут Генкин грустно кивает). Может, из студентов театрального кого-нибудь увидим, не знаю пока…

Если же говорить о реальных планах на ближайшее будущее, то впереди у Ярославского камерного театра – гастроли по России, по Сибири и Уралу, спектакли в Германии. И, конечно, премьеры – «Игра в джин», «Антигона», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». А еще театральные и кинофестивали, один из которых – «Просто хорошее кино» – проходит по доброй ежегодной традиции на площадке камерного театра с 23 по 31 марта.

Рассказывая о любимых моментах за 20 лет жизни Ярославского камерного театра, Юрий Ваксман в первую очередь вспоминает великого Анатолия Эфроса.

– Репетиции люблю! Очень люблю, у Эфроса книга есть, она так и называется – «Репетиция – любовь моя», – оживляется Ваксман. – Так и моя тоже. Конечно, много было ярких моментов за эти 20 лет, даже наша кинокомпания «ЯрСинема» – это единственная в России, созданная на базе театра. Словом, будем дальше жить, работать, играть. А там посмотрим...

Фото с сайта камерного театра

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n53c7/
Ярославльтеатр

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость