Главное:
Как остановили операцию «Цитадель»: ярославский ветеран рассказал о танковом сражении под Прохоровкой

Как остановили операцию «Цитадель»: ярославский ветеран рассказал о танковом сражении под Прохоровкой

23 августа в Ярославле отмечали День воинской славы России – день разгрома советскими войсками немецко‑фашистских войск в Курской битве в 1943 году. 

В Музее боевой славы в этот день воспитанников ярославских детских домов ждала встреча с ветераном Великой Отечественной войны, полковником в отставке, командиром танковой роты, начальником разведки танкового полка, кавалером трех орденов Великой Отечественной войны Николаем Бритвиным.

– Наше региональное отделение Российского союза ветеранов регулярно организует подобные встречи. Современные молодые люди многого не знают о событиях Великой Отечественной войны, но при этом у ребят есть интерес к истории, – говорит заместитель председателя регионального отделения Владимир Муратов. – Замечательно, что приходят на подобные встречи ветераны и фронтовики. Они, как никто другой, понимают, как важно передать молодому поколению традиции и знания, рассказывать об истории страны.

В свои 98 лет Николай Иванович хорошо помнит события лета 1943 года. Он один из немногих, кто участвовал в тех боях, кто дожил до настоящего времени.

Победа Красной армии под Сталинградом и ее последующее общее наступление на огромном пространстве от Балтики до Черного моря подорвали военную мощь Германии. Чтобы воспрепятствовать упадку морального духа армии, Гитлер и его генералы решили подготовить и провести крупную наступательную операцию под кодовым названием «Цитадель». С ее успехом они связывали надежды на поворот в ходе войны в свою пользу.

– Гитлер дал распоряжение обеспечить армию самой современной техникой. Перед солдатами вермахта поставили задачу прорвать оборону и через Рязань обойти советские войска, а после нанести удар по Москве из тыла, – вспоминает ветеран.

Советской военной разведке удалось своевременно вскрыть подготовку гитлеровской армии к крупному наступлению в районе Курского выступа с использованием в массовом масштабе новейшей танковой техники, а затем и установить время перехода противника в наступление.

– На войне страшно. Тот, кто скажет, что нет, – обманывает. Но в том-то и сила войны, чтобы этот страх преодолеть, – говорит Николай Иванович. – Солдатам вермахта выдали памятки, в которых призывали не жалеть противника и убивать каждого врага. Но к началу Курской битвы мы уже развеяли миф о непобедимости германской армии.

Когда экран проектора высвечивает карту боевых действий, ветеран подходит к ней и уверенно показывает, как двигались армии.

Из донесений разведки стало известно, что наступление противника назначено на 5 июля на 3 часа утра. Штабами Центрального и Воронежского фронтов было принято решение провести в ночь на 5 июля артиллерийскую контрподготовку. Она началась в 1 час. 10 мин. После того как гул канонады стих, немцы долго не могли прийти в себя. В результате проведенной заранее артиллерийской контрподготовки по районам сосредоточения ударных группировок противника немецкие войска понесли потери и начали наступление на 2,5 – 3 часа позже запланированного времени. Лишь через некоторое время германские войска смогли начать собственную артиллерийскую и авиационную подготовку. Атака немецких танков и пехотных соединений началась около половины шестого утра.

Первой неожиданностью для германского командования как на южном, так и на северном крыле Курского выступа стало то, что советские солдаты не испугались появления на поле боя новых немецких танков – «Тигров» и «Пантер». Для борьбы с ними советские конструкторы разработали самоходные артиллерийские установки СУ‑100 и СУ‑152. Более того, советская противотанковая артиллерия и орудия танков, закопанные в землю, открыли эффективный огонь по германским бронированным машинам. И все же толстая броня немецких танков позволила на некоторых участках пробить советскую оборону и вклиниться в боевые порядки частей Красной армии. Однако быстрого прорыва не получалось. Преодолев первую оборонительную линию, немецкие танковые подразделения были вынуждены обращаться за помощью к саперам: все пространство между позициями было густо заминировано, а проходы в минных полях хорошо простреливались артиллерией. Пока немецкие танкисты ждали саперов, их боевые машины подвергались массированному огню. Советская авиация сумела удержать за собой господство в воздухе. Все чаще над полем боя появлялись советские штурмовики – знаменитые Ил-2.

– Наша артиллерийская батарея за день уничтожила 17 фашистских «Тигров», но выжил только один заряжающий, парень по фамилии Блинов, – вспоминает Николай Иванович.

Сражение под Прохоровкой, самое крупное танковое сражение Второй мировой войны, в котором с обеих сторон приняло участие до 1200 танков и самоходных орудий, – понятие во многом собирательное. Судьба противоборствующих сторон решалась не за один день и не на одном поле. Театр боевых действий для советских и немецких танковых соединений представлял местность площадью более 100 кв. км. И тем не менее именно это сражение во многом определило весь последующий ход Курской битвы, во время которой были успешно проведены победные наступательные операции фронтов, освобождены Орел, Белгород, Харьков.

Курская битва продолжалась 50 неимоверно сложных дней и ночей (5 июля – 23 августа 1943 года). В этой великой битве со стороны СССР и Германии участвовало около 2,2 млн. человек, примерно 7,7 тыс. танков, САУ и штурмовых орудий, свыше 29 тыс. орудий и минометов, более 4 тыс. боевых самолетов.

По своим масштабам, задействованным силам и средствам, результатам и военно-политическим последствиям Курская битва стала одним из ключевых сражений Второй мировой войны.

– Знаете, почему наши танки вызывали ужас у солдат? Только в кино их показывают вымазанными в грязи и гари. На самом деле они были залеплены кровью, – вспоминает те трагические дни ветеран.

Мальчишки слушали его, раскрыв рты. Когда Николай Иванович закончил свой рассказ, ребята и их воспитатели буквально засыпали его вопросами, поинтересовались и про фронтовые 100 граммов, и про штрафные батальоны.

– Да, выдавали 100 граммов. Но я никогда не пил перед боем. Незачем. После мог, а до – нет. Иначе сражаться не сможешь, – ответил фронтовик и добавил: – Штрафные батальоны на передовой были и воевали вместе с другими воинскими частями. Но те солдаты и офицеры, проявившие отвагу в бою, также награждались орденами и медалями и спустя несколько месяцев участия в боевых действиях вновь направлялись в свои родные воинские части.

Когда встреча закончилась, дети разбежались примерять военную форму, подержать в руках каски и пилотки и фотографироваться с ветераном.

Фото Анны Соловьевой

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n56io/
Великая Отечественная война

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость